Специфика работы учителя-дефектолога
в пункте коррекционно-педагогический помощи
В современных условиях коррекционно-педагогическая помощь учащимся с особенностями психофизического развития в пункте коррекционно-педагогической помощи (далее-ПКПП) остается актуальной, так как с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения.
Открытие ПКПП позволяет своевременно оказывать коррекционно-педагогическую помощь, что содействует повышению качества образования. Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся, осваивающим содержание образовательной программы и имеющим некоторые трудности в их освоении. С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи учителем-дефектологом проводится первичная диагностика учащихся 1-4 классов, в ходе которой выявляется уровень развития устной и письменной речи школьников.
В школьный пункт коррекционно-педагогической помощи( ПКПП) зачисляются как дети с нарушениями устной речи, так и обучающиеся, имеющие нарушения в развитии письменной речи.
Нарушения письма (дисграфия) у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самых распространенных форм речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо - моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфию от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.
Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.
Основная задача школьного учителя-дефектолога, логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.
ПКПП в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-дефектолог помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и на уровне с другими учениками овладевать школьными знаниями.
Основными задачами ПКПП являются:
$1Øкоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;
$1Øсвоевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
$1Øразъяснение сути коррекционных занятий среди педагогов и родителей обучающихся.
В ПКПП зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико - фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения; нарушение чтения и письма, обусловленные недоразвитием лексико-грамматический или фонетико-фонематической сторон речи).
Занятия с обучающимися могут проводиться индивидуально, в подгрупповой или групповой форме. Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время. Периодичность и продолжительность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (или компенсацию) индивидуальных нарушений ребенка. Содержание занятий соответствует возрастным особенностям школьников, и определяется исходя из результатов изучения их индивидуальных особенностей.
На занятиях работа проводится по следующим направлениям: развитие лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие слогового и языкового анализа и синтеза. Работа по данным направлениям создаёт благоприятные условия для дальнейшего обучения детей в школе.
Для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками необходима тесная взаимосвязь учителя-дефектолога с родителями обучающихся. Для этого учитель - дефектолог оказывает консультативную помощь учителям и родителям учащихся, даёт им рекомендации.
Благодаря коррекционной работе на школьном пункте коррекционно-педагогической помощи возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.