Памятка
по осуществлению общественного
контроля за соблюдением температурного режима
на предприятиях и организациях республики
Наниматель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.
Во исполнение указанных требований некоторым категориям работников необходимы дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня (ст. 135 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) и ст. 29 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» в ред. (от 18 декабря 2019 N 274-З) (далее – Закон об охране труда).
Так, работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для кормления ребенка, перерывы для обогревания, перерывы для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах).
Работников необходимо проинформировать, что в соответствии с пунктом 12 Санитарных норм и правил "Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях", утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 30.04.2013 N 33 (в ред. постановления Минздрава от 28.12.2015 N 136) в производственных помещениях, в которых допустимые значения параметров микроклимата невозможно установить из-за технологических требований к производственному процессу или экономически обоснованной нецелесообразности, микроклиматические условия должны рассматриваться как вредные и опасные, при которых нанимателю следует использовать меры защиты работников, включающие кондиционирование воздуха, воздушное душирование, применение средств индивидуальной защиты, создание помещений для отдыха и обогрева, а также регламентировать время работы во вредных условиях труда.
Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) и (или) коллективным договором.
Для указанных работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе (ч. 2 ст. 29 Закона об охране труда).
Работы во многих отраслях экономической деятельности выполняются в т.ч. на открытом воздухе в сильную жару или сильный мороз, довольно часто в неотапливаемых помещениях.
В таких условиях в обязанности нанимателя входит предоставление работникам дополнительных перерывов для обогревания, отдыха от сильной жары, для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах.
Дополнительные специальные перерывы предоставляются наряду (а не вместо!) с перерывом для отдыха и питания в течение рабочего дня и включаются в рабочее время.
При работе на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях в холодное время года устанавливаются перерывы для обогрева работающих или работы прекращаются в зависимости от температуры воздуха и силы ветра.
Работа в условиях пониженных температур воздуха влечет большие, чем обычно, потери тепла организмом. При длительной работе в таких условиях может быть нарушен тепловой баланс всего организма или отдельных конечностей, кожи и легких.
В результате при продолжительной работе в условиях пониженных температур не только понижается производительность труда, но и повышается вероятность несчастного случая на производстве.
При длительной работе в условиях повышенной температуры у работающих существенно увеличивается утомляемость, могут появиться головная боль, тошнота, головокружение, слабость.
Самым опасным последствием перегрева организма является тепловой удар, который может привести к смерти.
Справочно:
Значение терминов «сильный мороз» и «сильная жара» приводится в ТКП 17.10-06-2008 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорология. Правила составления краткосрочных прогнозов погоды общего назначения» (далее – ТКП 17.10-06-2008), утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31.10.2008 № 3-Т.
В п. 5.16 ТКП 17.10-06-2008 приводится базовый перечень неблагоприятных метеорологических явлений:
1) сильный мороз – минимальная температура воздуха – -25-34<sup>0</sup>C;
2) сильная жара – максимальная температура воздуха – +30-34<sup>0</sup>С.
Время и конкретная продолжительность таких перерывов, как правило, указываются в ПВТР нанимателя (см. пример в приложении). При этом необходимо учитывать, что чем ниже температура в зимнее время или чем сильнее жара летом, тем чаще работникам должны предоставляться такие дополнительные перерывы.
Также необходимо учитывать утомляемость работников в зависимости от вида выполняемых ими работ.
При составлении такого раздела в ПВТР нанимателю необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по определению нормативов времени на отдых и личные надобности работников в отраслях экономики, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2005 № 125.
Таким образом, в ПВТР или коллективном договоре нанимателю следует:
1) установить виды работ, при выполнении которых предусмотрены дополнительные специальные перерывы;
2) установить продолжительность такого вида перерывов;
3) указать температурные условия, при которых работникам предоставляются дополнительные специальные перерывы;
4) установить частоту (периодичность) предоставления работникам такого вида перерывов;
5) при необходимости определить содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный).
Оптимальная длительность одного перерыва на отдых составляет для работников большинства массовых профессий 5-10 минут. При меньшей длительности недостаточно восстанавливается работоспособность, а при слишком длинных перерывах – нарушается рабочая установка (рабочий динамический стереотип).
Специальные перерывы, предоставляемые работникам на основании ст. 135 ТК, включаются в рабочее время и могут использоваться работниками только по прямому назначению. Работники не вправе использовать такой вид перерыва по своему усмотрению (отлучаться с работы и др.).
Необходимо учитывать, что согласно статьи 30 Закона об охране труда Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и другие), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение. В цехах с избытками тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.
Для примера:
Раздел ПВТР,
устанавливающий дополнительные специальные перерывы
Работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодный период года, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания при сильном морозе и перерывы для отдыха при сильной жаре).
Дополнительные специальные перерывы для обогревания при сильном морозе и для отдыха при сильной жаре предоставляются всем работникам, выполняющим строительно-монтажные работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, в т.ч. на фасадах зданий.
Специальные дополнительные перерывы, предусмотренные настоящим пунктом ПВТР, устанавливаются в т.ч. руководителю бригады (далее – бригадиру).
Продолжительность специальных перерывов для обогревания в мороз устанавливается:
- при температуре воздуха от -15<sup>0</sup>С до -24<sup>0</sup>С – каждые два часа, продолжительностью 12 минут каждый;
- при температуре воздуха от -24<sup>0</sup>С до -30<sup>0</sup>С – каждый час, продолжительностью 10 минут каждый.
При температуре воздуха ниже -30<sup>0</sup>С все строительно-монтажные работы должны быть прекращены.
Продолжительность специальных перерывов в жару устанавливается:
- при температуре воздуха от +25<sup>0</sup>С до +30<sup>0</sup>С – каждые два часа, продолжительностью 10 минут каждый;
- при температуре воздуха от +30<sup>0</sup>С и выше – каждый час, продолжительностью 12 минут каждый.
При температуре воздуха выше +32<sup>0</sup>С все строительно-монтажные работы должны быть прекращены.
При очень сильном ветре (максимальная скорость ветра (включая порывы) 25 м/с и более) прекращаются все виды строительных работ, выполняемых на крышах и фасадах зданий.
Ответственным за измерение температуры воздуха должностным лицом является бригадир.
Специальные дополнительные перерывы, установленные настоящими ПВТР, используются работниками строго по прямому назначению. В течение такого вида перерыва работники обязаны находиться в помещении для обогревания (отдыха).
Запрещается использовать перерыв для личных целей, в т.ч. отлучаться за территорию строительного объекта.
Ответственным за использование работниками перерывов по прямому назначению является бригадир.
Во исполнение распоряжения Гомельского областного исполнительного комитета от 9 февраля 2024 №14-р «О проведении мероприятия «Неделя нулевого травматизма» и с целью обеспечения безопасности и здоровья работников на рабочих местах в государственном учреждении образования с 21 по 27 октября 2024 года проведена Неделя нулевого травматизма.
Концепция нулевого травматизма «Vision Zero»
«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.
В целях развития культуры безопасности и гигиены труда, в соответствии с концепцией «Vision Zero», МАСО разработала практический инструмент управления, соблюдение которого может позволить снизить производственный травматизм до минимума.
1. Стать лидером – показать приверженность принципам
Будьте лидером – поднимите знамя! Ваше поведение как руководителя имеет решающее значение для успеха или неудачи в развитии охраны труда на вашем предприятии.
Каждый работодатель, директор и менеджер несёт ответственность за охрану труда на предприятии. Качество руководства определяет не только практику в области охраны труда, но и собственную привлекательность, успешность и устойчивость. Оно требует открытого взаимодействия и чёткой культуры управления. Качественное руководство характеризуется в том числе предсказуемостью, последовательностью и вниманием к деталям.
Директора и менеджеры показывают другим пример для подражания. Они устанавливают правила и сами следуют им. Они обеспечивают понимание этих правил и их выполнение всеми работниками предприятия. Любое нарушение требует немедленной реакции! Оцените ситуацию! Выявление факторов риска должно поощряться. То, как поступают сами менеджеры, с чем они мирятся и на чём настаивают, определяет норму поведения работников.
2. Выявлять угрозы – контролировать риски
Оценка рисков является важным инструментом, позволяющим своевременно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать превентивные меры. Дополнительно должны оцениваться аварийные, предаварийные и травмоопасные ситуации.
Вы поступаете рационально, анализируя угрозы и риски, чтобы предупредить производственные аварии и сбои, что позволяет вам оценивать потенциальные факторы риска, а также определять и документировать необходимые превентивные меры. Поэтому этим инструментом сегодня пользуются во всём мире.
Оценки рисков, осуществляемые должным образом и на систематической основе, являются важной темой практического инструктажа работников предприятия. Анализ аварийных, предаварийных и травмоопасных ситуаций позволяет выявлять вопросы, требующие особого внимания или потенциальных улучшений.
3. Определять цели – разрабатывать программы
Успех в деле охраны труда требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов, что должно быть предусмотрено в отдельной программе.
Безопасность и гигиена труда включает множество аспектов. Расставьте приоритеты, установите ясные цели в области охраны труда на предприятии и постарайтесь достичь их в среднесрочной перспективе, например, в рамках трёхлетней программы.
Существует несколько вариантов целенаправленного программного подхода: вы ставите целью неуклонное снижение числа производственных аварий, либо вы выделяете вопросы, которым следует уделить основное внимание, например, работе с оборудованием, эксплуатации вилочных погрузчиков и использованию индивидуальных средств защиты или снижению уровня загрязнения рабочей среды пылью. Как только ваши работники поймут, что вас лично беспокоит их безопасность и здоровье и что на предприятии предпринимаются определённые шаги в этом направлении, успех не заставит себя ждать. Вам следует регулярно информировать работников об успешном продвижении к поставленным целям.
4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации
Систематическая работа по совершенствованию охраны труда на предприятии – это хорошая идея. Она не требует больших усилий и окупает себя.
Имея высокоорганизованную систему охраны труда, любое предприятие работает без сбоев, поскольку уменьшается число неисправностей, простоев и проблем с качеством продукции. Это веский довод в пользу эффективной организации охраны труда – все это окупится!
Вам помогут перечни контрольных вопросов. Тем, кто хочет добиться большего, следует создать систему управления охраной труда как основу для постоянного совершенствования. Успешный аудит после её внедрения открывает путь к сертификации и признанию.
5. Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием
Безопасные производственные помещения, оборудование и рабочие места являются обязательными условиями безаварийной работы. Кроме того, должно учитываться влияние производственной среды на здоровье работников.
Эффективные стратегии в области охраны труда предусматривают технические, организационные и индивидуальные меры. Меры технического характера имеют первостепенное значение. Поэтому крайне важно обеспечить соответствие станков, помещений, оборудования и рабочих мест требованиям действующих стандартов по охране труда, а также исключить или минимизировать вредное воздействие на здоровье работников.
Естественно, не всегда имеется возможность использовать новейшие технологии. В таких случаях необходима модернизация. Уже доказала свою состоятельность практика информирования отдела снабжения о том, что на первом месте должны стоять вопросы безопасности и что безопасное оборудование должно быть частью любого производственного процесса. Необходимо помнить, что большинство несчастных случаев происходит во время экстренного или планового ремонта и технического обслуживания, поскольку проведению этих работ зачастую препятствует конструктивные особенности объекта либо они проводятся без использования средств защиты или с их использованием в неисправном состоянии. Администрация предприятия должна не допускать подобных ситуаций.
6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки
Инвестируйте в обучение и профессиональную подготовку своих работников и следите за тем, чтобы квалификация каждого из них соответствовала занимаемой должности.
После аварии часто задаётся вопрос: «Как это могло случиться?». Технические средства и производственное оборудование работают все быстрее и эффективнее, но в то же время они становятся все сложнее и чаще выходят из строя. Тем более важно систематически привлекать на рабочие места высококвалифицированный и хорошо подготовленный персонал. Руководство компании несёт ответственность за подготовку детальных квалификационных требований для каждой должности на предприятии и за соответствие квалификации каждого работника его обязанностям.
Характер рабочих мест непрерывно меняется. Знания устаревают все стремительнее, а профессиональные навыки работников требуют регулярного обновления. Как никогда в прошлом обязательными условиями становятся профессиональная подготовка и непрерывное обучение; при этом исключений не делается и в отношении представителей руководства и администрации предприятия!
7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия
Мотивируйте своих работников, привлекая их к решению всех вопросов охраны труда. Эти инвестиции окупаются!
Поощрение сотрудников к соблюдению правил техники безопасности является одной из главных обязанностей руководителя. Предприятия, которые заботятся о работниках и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников.
Если с работником советуются, например, когда оцениваются риски или разрабатываются рабочие инструкции, он активнее стремится следовать правилам. Повышению мотивации способствует проведение регулярных интерактивных мероприятий и информационных дней, в ходе которых можно приобрести практический опыт и знания об охране труда. Ничего не стоит похвалить работников за соблюдение правил безопасности, узнать их мнение, поинтересоваться, как они решают сложные производственные задачи, и немедленно отреагировать на неосторожные действия или опасную ситуацию.
В то же время это помогает формировать личную позицию работников и мотивирует их к безопасной, вдумчивой и, главное, уверенной работе.
Цель заключается в том, чтобы каждый работников заботился о себе, равно как и о своих коллегах. «Один за всех, все за одного»!
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
"НЕДЕЛЯ НУЛЕВОГО ТРАВМАТИЗМА"
21.10.2024 – 27.10.2024
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Срок реализации |
Исполнитель |
Информирование коллектива о поддержке концепции Vision Zero в учреждении образования, размещение информации о проведении «Недели нулевого травматизма» на сайте и информационных стендах школы |
с 21.10.2024 по 27.10.2024 |
Заместитель директора по ХР Медведев И.А. |
|
Ознакомление трудового коллектива с информацией о типичных нарушениях требований законодательства об охране труда |
22.10.2024 |
Заместитель директора по ХР Медведев И.А. Комиссия |
|
Проведение проверки соответствия рабочих мест, оборудования, инвентаря требованиям норм и правил охраны труда и принятие мер по устранению нарушений. Анализ обеспеченности СИЗ в учреждении образования |
с 21.10.2024 по 27.10.2024 |
Комиссия |
|
Обеспечить в учреждении неукоснительное выполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в части соблюдения работающими производственной и технологической дисциплины, локальных правовых и технических нормативных правовых актов по охране труда и пожарной безопасности, недопущения случаев производственного травматизма, с безусловным отстранением от работы и недопущением к работе лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения |
с 21.10.2024 по 27.10.2024 |
Комиссия |
|
Мониторинг своевременности прохождения работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случаях и порядкеЮ установленных законодательством |
с 21.10.2024 по 27.10.2024 |
Комиссия |
|
Анализ работы по обучению, стажировке, инструктажу и проверок знаний по вопросам охраны труда в случаях и порядке, установленном законодательством, с надлежащим оформлением документов |
с 21.10.2024 по 27.10.2024 |
Заместитель директора по ХР Медведев И.А. Комиссия |
|
Информационно-разъяснительная беседа по вопросу опасностей и рисков в области охраны труда при трудовой деятельности |
с 21.10.2024 по 27.10.2024 |
Заместитель директора по ХР Медведев И.А. |
|
Проведение информационно-разъяснительных бесед среди молодых сотрудников учреждения образования «Безопасный труд – право каждого человека» |
с 21.10.2024 по 27.10.2024 |
Заместитель директора по ХР Медведев И.А. |
|
Проведение бесед для учащихся «Знай и соблюдай правила безопасности» в рамках мероприятия «Неделя нулевого травматизма» |
с 21.10.2024 по 27.10.2024 |
Классные руководители |
|
Проведение совещания по итогам проведения Недели нулевого травматизма с составлением соответствующего протокола (проанализировать проводимую работу по выявлению и устранению травмоопасных ситуаций, принять меры по их устранению, выработать предложения по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями). |
28.10.2024 |
Заместитель директора по ХР Медведев И.А., комиссия |